Термин «профессиональное выгорание» звучит настолько безнадежно, что
мало кто отважится применить его по отношению к себе. «Неважно себя
чувствую», «наверное, сегодня не мой день», «как мне все это надоело» –
вот обычные «диагнозы», которые ставят себе работники, страдающие
от эмоционального, физического и умственного истощения на работе.
Человек поначалу ощущает обиду, несправедливость, впоследствии
перерастающие в апатию и депрессию (избавиться от которых не помогает
даже продолжительный отпуск), нежелание работать в данной компании или
в данном коллективе.
Внешние проявления этого психофизиологического
феномена многообразны, типичны для любого хронического стресса и, как
правило, ведут к убыткам для компании: обострение хронических
насморков, мигреней и плоскостопий, постоянные опоздания
и «отпрашивания» по самым уважительным причинам. Как результат –
сорванные контракты, проваленные проекты, несостоявшиеся сделки,
подпорченная репутация.
Еще до появления критических симптомов важно вовремя выявить свое
движение в сторону профессиональных выгорания – для этого необходимо
знать основные причины «недуга». Самостоятельно провести такой анализ
под силу только рефлексивному человеку – «прислушивание» к себе требует
много энергии, которой у «выгорающего» как раз и не хватает. Скорее
всего, вам все-таки понадобится помощь руководителя, коллеги или коуча,
способного выявить системный негативный фактор еще на первой фазе
кризиса, при появлении хронической усталости.
Психологи и бизнес-тренеры выделяют следующие причины профессионального выгорания.
Причина 1. По иронии судьбы довольно часто
«выгорают» трудоголики. «Поскольку профессиональная нагрузка истощает
силы, нужно сбалансировать ее другой деятельностью, которая эти силы
будет восстанавливать», – рекомендует Елена Бабиевская, директор «Психологического центра на Пятницкой».
Баланс очень важен, поскольку люди часто чрезмерно вкладываются
в работу, делают ее огромной, чересчур значимой частью своей жизни.
Недостаток признания и положительных результатов заставляет их
чувствовать себя глубоко неудовлетворенными. Необходимо найти для себя
другие виды занятий, хобби, увлечения, новые интересы, чаще
переключаться на что-то приятное, радовать себя, получать новые
впечатления, заниматься спортом. Кроме того, нужно заботиться о своем
здоровье, сне, питании, совершать прогулки на свежем воздухе.
Причина 2. Работа изначально была выбрана сотрудником ошибочно. Радость новизны прошла, наступил момент «отрезвления», разочарования. Нина Серегина, руководитель ИТ-отдела 3R Recruitment Company,
время от времени сталкивается с кандидатами, состояние которых она,
будучи по образованию психологом, может диагностировать как
«выгорание». Часто они сами признаются: «Готов обсуждать позицию,
но в идеале хотел бы уйти из этого бизнеса – устал, мне все это
надоело». Рекрутеры, по словам Серегиной, входят в их положение: «Будем
реалистичны – есть разные стадии „выгорания". Если человек понимает,
что надо как-то развиваться, жить дальше, участвовать в социальной
игре – он сможет работать в рамках своей профессии». Но при тяжелых
формах «болезни» экспериментировать со сменой мест работы эксперт
не советует – лучше обратиться к психологу.
Причина 3. Сотрудник давно «перерос» свою работу,
и то, что он делает, осуществляется им «автоматически», безо всякого
интереса. В подобной ситуации поможет так называемый
кроссиндустриальный переход, освоение новых областей. Другой вариант –
не меняя своего места работы, делать акценты не на том, что он уже
хорошо знает и умеет, а на том, что вызывало у него сложности. Анна Рыжкова,
гендиректор 3R Recruitment Company, говорит о желании компаний нанимать
сотрудников, имеющих полный набор компетенций: профессиональные навыки,
опыт управления, понимание сектора рынка, знание клиентов. Нередко
человеку, обладающему всем перечисленным, очень скоро становится просто
неинтересно. Он всего лишь «меняет стены», делая то же самое, что
и на предыдущей работе. То есть работодатель в силах предотвратить
скорую потерю интереса к трудовой деятельности у сотрудников, производя
набор людей с потенциалом для обучения и роста.
Причина 4. «Обратная» ситуация: от сотрудника
требуется больше усилий, чем он в состоянии приложить. Выход один –
откровенный разговор с начальством о перераспределении нагрузок,
в крайнем случае – смена места работы.
Причина 5. Содержание трудовой деятельности
подразумевает постоянное значительное «эмоциональное включение».
По этому критерию легко выделить группы риска: эйчары, сейлзы, учителя,
дизайнеры, психологи, пиарщики, рекламисты. «Я в свое время отказалась
работать только по психологическому направлению, потому что осознавала
все риски, которые меня ждут через несколько лет, – рассказывает Елена Губанова,
руководитель отдела „Финансы и банки" 3R Recruitment Company. – Любая
работа с людьми связана с огромными эмоциональными затратами. Если
ты профессионал, ты много отдаешь, но далеко не всегда возможно
компенсировать то, что отдал. На протяжении трех лет я работала
с подростками как психолог: это были и тренинги, и индивидуальные
занятия-беседы, и общение с их родителями. Я поняла, что еще несколько
лет такого напряжения – и у меня не останется сил, чувств, эмоций для
моих близких людей, для моих собственных детей, когда они появятся, –
все будет оставлено на работе». Такого рода деятельность подразумевает
обязательное периодическое «переключение» работника на принципиально
другую загрузку, и ответственность за такое «чередование» лежит как
на самом сотруднике, так и на эйчар-службе его компании, полагает Александр Соломатин, ведущий тренер «МЭЙНСТРИМ Консалтинг».
Например, для сотрудника call-центра невозможно 8 часов подряд делать
«холодные» звонки, для работника службы рекламаций противопоказано 5
дней в неделю непрерывно принимать претензии от клиентов,
а бизнес-тренеру – проводить 20 тренинговых дней в месяц.
Причина 6. Компания не уделяет должного внимания
мотивации сотрудника – например, успехи работника, ориентированного
на достижения, никак не фиксируются его руководством. Чаще всего
выходом из этой ситуации становится смена компании.
Причина 7. Особенно подвержены «выгоранию»
новички – в компании или вообще в профессии. Вчерашние студенты могут
быть не готовы к информационному стрессу, привычному для офисных
работников, и внутри них начнет «раскручиваться спираль» сомнений
в своих силах и недовольства профессиональным миром. Кризис может
поджидать и после первых успехов. «Для движения вперед человеку
необходимо активизировать внутренние резервы, развиваться дальше,
а на это после стартового рывка зачастую не остается сил», – говорит Юлия Иванова, старший консультант, руководитель московского офиса компании THI Selection.
Примите комплексные меры: поставьте перед собой новые задачи, черпайте
резерв в досуговой деятельности, поговорите с руководством о своих
трудностях.
Причина 8. Проблемы могут возникать из-за
несовпадения сложившегося профессионального амплуа и профессионального
типа. Например, президент Фонда исследований человека Plenitude Ольга Баранова
предложила следующую классификацию. Люди первого типа - «друзья» - на
работе ищут общения, для них важен прежде всего хороший коллектив,
«чтобы было с кем поговорить». Работа при этом может быть рутинной.
Следующая категория - «достиженцы» - ориентирована на результат: любит
преодолевать трудности, их движущий фактор - виртуальная медаль на
грудь в конце пятилетки. Третий тип - «руководители», обожающие
что-либо организовывать. Для них главное - власть и получение
материальной выгоды. Полезно сравнить то, кем сотрудник является на
самом деле - «другом», «достиженцем» или «руководителем», с той ролью,
которую он вынужден исполнять на свом месте. Может, проще не менять
профессиональную сферу, а попробовать играть другую роль в рабочем
пространстве?
Если вы констатировали у себя наступление первой фазы кризиса –
постоянной усталости, то крайне желательна осознанная «остановка» или
хотя бы «переключение» на другую деятельность. «Насиловать себя в таком
случае вряд ли является хорошей идеей, поскольку это грозит переходом
к следующей фазе кризиса – апатии и депрессии», – считает Александр
Соломатин. Во время «передышки» было бы неплохо попытаться определить,
от чего именно вы устали: от этой деятельности, от этой работы,
от этого коллектива, или – в случае обиды – что именно вас эмоционально
«зацепило» и что вы можете сделать для изменения ситуации.
|