С целью наполнения
бюджета ее хотят увеличить в 6-42 раза! Не исключено, если эти
нововведения будут воплощены в жизнь, то серьезно пострадает имидж и
президента Виктора Януковича, и главы правительства Николая Азарова.
Расчеты специалистов говорят, что повышение этого налога не даст
никакого экономического эффекта, более того, из-за банкротства ряда СМИ
руководство страны обвинят в ущемлении свободы слова.
ВЫЖИВУТ НЕМНОГИЕ
Согласно обсуждаемому законопроекту, для телевидения
налог на рекламу вырастет до 21%, для печатных СМИ - до 15%, на 9% -
для внешней рекламы
и до 3% - для радио. За счет этого планируется пополнить бюджет более
чем на 1 миллиард гривен. Правда, эксперты телеиндустрии и медиа
считают, что последствия увеличения в Украине ставок налога на рекламу
приведут к коллапсу отрасли и фактически не дадут никакого
экономического эффекта.
- Введение налога на рекламу в первую очередь ударит
по СМИ, которые только справились с последствиями экономического
кризиса, - говорит представитель Нацсовета по вопросам телевидения и
радиовещания Татьяна Лебедева. - Судите сами: рекламные бюджеты уже
сформированы и рекламодатель не захочет платить дополнительные суммы, а
значит, эти затраты лягут на сами СМИ, доходы которых уменьшатся.
Специалисты считают, что больше всего пострадают
местные СМИ, которые обанкротятся или будут перекуплены крупными
холдингами. По прогнозам, закроются все компании, у которых
рентабельность ниже 10-15%. Народные депутаты, которые приняли участие
в обсуждении проблемы, не исключают, что этот закон принят для того,
чтобы как раз и избавиться от региональных СМИ, которые зачастую имеют
альтернативные взгляды на ту или иную проблему.
- Это приведет к уменьшению плюрализма мнений, -
уверена представитель Восточноевропейского института проблем медиа
Ольга Большакова. - То есть простые люди не смогут получать информацию
из разных источников. В крупных СМИ начнутся увольнения сотрудников,
ведь затраты на зарплаты там составляют около 60%. Значит, именно на
зарплатах будут вынуждены экономить их владельцы. Часть творческих
коллективов сократят. А из-за этого ухудшится качество продукции
украинских СМИ. В первую очередь это коснется производства новостей и
программ, которые занимаются журналистскими расследованиями.
ДЕНЬГИ УЙДУТ ЗА ГРАНИЦУ
Эксперты уверены, что этот налог приведет к двойному
налогообложению рынка, а значит, ставит СМИ, для которых реклама -
основной вид дохода, в заведомо дискриминационные условия. Даже
производство оружия в Украине облагается налогом по меньшей ставке. А
из-за того, что многие СМИ перестанут работать, в дальнейшем снизятся
поступления налогов на прибыль, и экономический эффект от нововведения
будет сведен практически к нулю.
Более того, украинский рекламный медийный рынок
больше потеряет, чем приобретет. Из-за того что налог на рекламу в
соседней России составляет 0%, а языковой барьер отсутствует, многие
рекламодатели будут уходить за границу. А значит, украинские деньги
станут работать на экономику соседней страны.
- Кабмин должен подсчитать, поднимет ли этот налог
поступления в бюджет,- считает представитель рекламной коалиции Максим
Лазебник. - Увеличение себестоимости рекламы приводит к увеличению ее
цены, а значит, к снижению ее потребления и уменьшению поступлений в
бюджет. Кроме того, часть рынка уйдет в тень. Или наши рекламодатели
будут размещать рекламу в российских СМИ, которые продаются здесь. Мы
уже видим это на примере рекламы алкоголя и табака, которых нет в
украинских СМИ, но она спокойно выходит в российском глянце, который
свободно продается здесь. Поэтому Минфину нужно просчитать все
последствия такого законодательного нововведения.
Кроме того, эксперты говорят, что после увеличения
ставки налога снизятся поступления в Пенсионный фонд. В соседней России
от этого налога и вовсе отказались. Произошло это из-за того, что
многие медиа были вынуждены уйти в тень. В большинстве стран мира
такого налога также нет. В том числе и в ЕС, куда наша страна
стремится, подобных налогов не существует.
|