Нефтетрейдеры объясняют скачок цен подорожанием нефти и
нефтепродуктов на мировых рынках, хотя, когда сырье дешевело, АЗС не
спешили приводить свои цены в соответствие с мировой конъюнктурой.
Накануне посевной кампании правительству крайне невыгодно повышение
стоимости бензина, поэтому вряд ли подорожание топлива останется
незамеченным для Антимонопольного комитета и Минтопэнерго, предупреждают
эксперты.
За прошедшие выходные крупнейшие украинские автозаправщики
повысили цены на бензин в среднем на 4-4,5%. Как сообщили в компании
UPECO, занимающейся мониторингом цен на нефтепродукты, с 19 по 22 марта
средняя цена Аи-76 в стране повысилась до 7,07 грн/л (+23 коп.), Аи-92 –
до 7,63 грн/л (+19 коп.), Аи-95 – до 8,13 грн/л (+22 коп.), дизельного
топлива – до 7,09 грн/л (+23 коп.). В Киеве и области топливо подорожало
еще значительнее: так, на АЗС сети Окко (принадлежит Галнафтогазу)
Аи-95 стоил 8,37 грн/л (+37 коп.), а дизель на АЗС WOG и ЛУКОЙЛа – 7,37
грн/л (+42 коп.). "Пока не все операторы отреагировали на повышение цен,
но уже в понедельник за крупнейшими АЗС последовали другие, дальнейшая
коррекция цен ожидается во вторник",– отметил аналитик UPECO Александр
Сиренко.
Как пишет издание, аналитики ожидали повышения цен на
бензин и дизельное топливо, но не столь значительного. "С января это уже
третье существенное повышение цен на бензин. Но если в январе было два
скачка по 7-15 коп., то роста на 30-40 коп. никто не ожидал",– говорит
господин Сиренко. По словам заместителя директора научно-технического
центра Психея Геннадия Рябцева, на ценовую политику трейдеров повлияло
подорожание ввозимой в Украину нефти, а также продукции с украинских
НПЗ. "В среднем их стоимость выросла на 4%, и у компаний были
объективные причины для повышения цен. Но следует отметить, что, когда
мировые цены на нефть падали, украинские АЗС не снижали цены",– отмечает
господин Рябцев. По расчетам Александра Сиренко, объективно бензин
должен был подорожать не более чем на 20 коп.
Непонятно также, почему бензин у крупнейших сетей АЗС
подорожал за один день. "Это очень напоминает ценовой сговор на рынке, и
Антимонопольный комитет должен проанализировать обоснованность такого
скачка",– считает партнер юридической фирмы Ильяшев и партнеры Роман
Марченко. В Укрнафте, использующей нефть украинской добычи, ценовую
ситуацию на АЗС комментировать отказались, отмечает издание.
"Мы
подняли цены на бензин в соответствии с тенденциями роста на рынке",–
сообщили в пресс-службе ЛУКОЙЛ-Украина, отказавшись от более подробных
комментариев. "В марте по сравнению с февралем мировые цены на Аи-95 (на
Platts) повысились в среднем на $0,7 за баррель, а на дизель – на $0,5.
У нас же цены оставались неизменными – у нас были запасы
нефтепродуктов, купленных по старым ценам. Но сейчас они кончились, и мы
подняли цены",– объяснили в пресс-службе Галнафтогаза. Получить
комментарий и. о. председателя АМКУ Александра Мельниченко вчера не
удалось. По мнению экспертов, такой резкий скачок цен должен привлечь
внимание не только АМКУ, но и Минтопэнерго. "Накануне посевной
правительству невыгодно иметь проблемы с ценами на бензин, поэтому,
думаю, в ближайшие дни Минтопэнерго рассмотрит этот вопрос",– считает
Геннадий Рябцев. "В ближайшие дни доформируется кадровый состав
Минтопэнерго, в том числе и экспертно-аналитической группы, которая
следит за ценами, после чего мы изучим этот вопрос",– говорит
высокопоставленный источник в Минтопэнерго.
Экономист ИК Dragon Capital Елена Белан ожидает, что цены
на бензин в этом году будут расти активнее, чем в прошлом. Но
существенно на инфляции это отразиться не должно. "Бензин занимает
только 1,5% в потребительской корзине, и такой рост увеличит инфляцию
лишь на 0,06%. Но стоимость топлива влияет и на ценообразование
большинства групп товаров, следовательно, при прочих равных
потребительская инфляция увеличится на 0,5%",– прогнозирует экономист ИК
Concorde Capital Никита Михайличенко.
|